Федерация
"Сётокан Каратэ-до Интернэйшнл России"
SKIF ДВФО

Многоликое  каратэ


Сегодня все чаще среди интересующихся каратэ как видом спорта и боевым искусством возникает понятие «виды каратэ». Что же это такое или что под этим подразумевается? Постараемся разобраться.

С момента возникновения и до образования многочисленных спортивных, традиционных и прочих федераций и ассоциаций никто не задумывался, каким собственно видом каратэ он занимается. Все известные мастера прошлого занимались каратэ. Уже позднее пошло разделение на стили и школы со своими техническими наборами, собственными ката, своими взглядами на теорию и методику боевого искусства каратэ. Основатель современного каратэ Гитин Фунакоши всегда выступал против разделения каратэ на стили.

Но время идет, каратэ развивается, им занимаются уже по всему миру не только взрослые бойцы как в старину, но и дети, начиная иногда с четырех лет. Все больше становится «отцов-основателей» собственных стилей, школ и т. д. У каждого из них свое видение каратэ, как правило «самое правильное». Оставим их мнения на их совести и попробуем все же определить, что можно назвать «вид каратэ».

Спортивное каратэ объединяет миллионы людей по всему миру

В настоящее время крупнейшей мировой организацией каратэ является WKF (Всемирная федерация каратэ). В нее входят национальные федерации сотни с лишним стран и вероятнее всего именно на базе WKF каратэ рано или поздно войдет в Олимпийские игры. В WKF входят четыре классических стиля каратэ: Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю и Годзю-рю. Проводятся национальные чемпионаты, Чемпионаты мира и Европы. Они проходят по единым спортивным правилам. Таким образом, можно выделить в качестве одного из видов – «спортивное каратэ». Кроме WKF существует еще множество других организаций, которые проводят свои соревнования: Федерация Асихара-каратэ, Косики каратэ, Киокусинкай и т. д. Все они проводят соревнования по определенным правилам (например, в Киокусинкае запрещены удары руками в голову). И все они тоже, заявляют о себе, как об организациях, проводящих соревнования по своим видам спорта. Просто в народе они называют себя контактным каратэ.

Каратэ - не только спорт, но и эффективная система самообороны

Пойдем дальше. Многие старые мастера и их современные последователи считают, что в связи с опасностью каратэ должно оставаться исключительно боевым искусством, а не видом спорта, с проведением чемпионатов, присвоением званий, включением в олимпийскую программу. Такое мнение тоже весьма распространено. Его адептов достаточно для создания собственной системы – «контактное каратэ» (есть такие федерации).

Есть также сторонники еще одного вида – «традиционное каратэ». До сих пор сохранились старые семейные школы, в которых мастерство передается от отца к сыну. Они не состоят в федерациях, не участвуют в чемпионатах, их не волнуют звания мастеров спорта и медали. Они занимаются каратэ в старом стиле – для собственного развития. Кихон, ката, кумитэ – три кита, на которых стоит каратэ. Выдерни одного из них и все сооружение рухнет. В отличие от современного спортивного каратэ, в котором все больше происходит разделение на «катистов» и «кумитистов» в традиционном каратэ бойцы практикуют все составляющие, годами шлифуя технику и работая над собой, т. к. только в этом случае происходит полноценное освоение каратэ.

"Традиционное каратэ", зародившись много веков назад, до сих пор развивается 
Следующим видом можно назвать «боевое каратэ». Это не уличные потасовки и не вид спорта. Это техника, используемая в армии и спецподразделениях других ведомств. По нему также проводятся чемпионаты, но уже свои, внутренние. Боевое каратэ иногда не очень красиво, но там это и не нужно. Главное что оно эффективно в бою и помогает выжить. К такому каратэ можно отнести Дзёсинмон Рауля Рисо. Это практический вид каратэ. Он включает кроме техники рук и ног работу с современным оружием и против него и другие навыки, которые нужны в реальном бою. Это боевое каратэ.

В наше время спорт все больше молодеет. 30 лет это уже можно сказать пенсионный возраст для спортсмена-профессионала (учитывая, что сейчас детей отдают в секции с 4 – 5 лет). Этот общий процесс затронул и каратэ. Существуют так называемые «турниры белых поясов». Это соревнования для начинающих иногда аж с 4 лет. Поэтому можно смело добавить к уже перечисленным еще один вид – «детское каратэ».
Заниматься каратэ дети начинают с 4-5 лет
Чем оно отличается от других? По сути ничем. Та же работа на тренировках, изучение техники, соревнования. Но есть специфика работы с детьми – им сложнее удерживать внимание на тренировках, сложнее овладевать техническими приемами и пр. Поэтому, работая с детьми тренер должен быть еще педагогом и воспитателем, да и просто терпеливым человеком, дабы не перегнуть палку с нагрузками на физику, на психику и т. д. Начинать работать с детьми нужно с ОФП и общеразвивающих упражнений и только через какое-то время переходить к специфике каратэ. Перефразируя Маяковского можно сказать, что «с детьми надо работать так же как со взрослыми, только лучше». 
Вот вкратце описание что такое «виды каратэ». Выбирайте кому что ближе, кто чего хочет добиться и приступайте к тренировкам. Всем удачи!


История   "Сётокан"


Школа «Карате Сётокан» родилась в Японии в XYIIвеке. В переводе «Карате» – «Искусство пустой руки», «Сётокан» - «Сила волн. Спокойствие сосен». В этих двух словах – главные принципы Сётокан карате: неудержимая сила прямого удара, предельная концентрация усилий в любом действии и , наконец, принцип «иккен хисацу» - «одним ударом наповал».

Однако, кроме обще-философского, этот девиз содержит прямой практический смысл. В момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мо щным блоком или контрударом. К слову, ката ( формальные комплексы) в Карате Сётокан начинаются с блокирующего движения.

Сётокан карате – это стиль карате, который требует хорошей физической подготовки и предельной самоотдачи. Не случайно, на эмблеме стиля изображен Тигр – тотемный покровитель, признанный в Азии одним из самых мощных и сильных зверей.


Структура




Сэнсей Манабу Мураками шеф-инструктор SKIF, 8-й дан


Расказывает Манабу Мураками:
«Обучение детей - самая трудная вещь! Для них очень важно внутреннее побуждение. Идея, которую мы должны передать – то, что если ребёнок хочет достичь чего-либо, то он может этого добиться. Это одновременно самая важная и самая трудная вещь.
Я желаю всем детям, которые занимаются каратэ, чтобы они не останавливались на достигнутом, чтоб они расширяли свои знания, повышали свой уровень и постоянно росли вместе с каратэ. И даже если ребёнок выбрал какой-то другой вид спорта, важно, чтобы он занимался им серьёзно и постоянно рос. Главное - выбрать в жизни один путь, который приведёт к вершине мастерства!»


"СЁТОКАН"


Сётокан — крупнейший стиль японского каратэ, был создан в 30-х годах прошлого века ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Сётокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути. В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу. Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Сётокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до. Сётокан — самый академичный из классических японских стилей, фактически является «азбукой» каратэ-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей: Во-первых, этот стиль каратэ-до требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр — тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 «звериных» стилей. Одним из них  был стиль тигра, — c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей. В Сётокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, — полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу иМацумуры, они же стали обязательными и в Сётокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа. Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:
правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки;
своевременность действия;
контроль движения ударной конечности, т. е. четкое окончание приема;
развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;

В-третьих, обширная программа обучения, недаром Сётокан называют «Азбукой каратэ-до»: необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) — основа   тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:
выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;
своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь  поражаемой поверхности.

Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность. «Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости.»
 Сётокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели — прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника. Философия Сётокан проста: Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Сётокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «иккэн-хисацу» (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: «Каратэ ни сэн тэ нас ли» — «Каратэ: атака не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «Каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сётокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Важнейшее место в системе тренинга Сётокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения — ката. Сётокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения. Всего в Сётокан изучают более двух десятков основных ката.

Философия Сётокан проста:
 Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти Основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Сётокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «иккэн-хисацу» (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: «Каратэ ни сэн тэ нас ли» — «Каратэ: атака не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «Каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сётокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Важнейшее место в системе тренинга Сётокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения — ката. Сётокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения. Всего в Сётокан изучают более двух десятков основных ката.

Философия Сётокан проста:
Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Сётокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели — прямая. Основное оружие — мощные прямые удары руками, удары в выпаде, удары ногами по среднему и нижнему уровню, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же, удар ногой в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле. Поэтому последователи Сётокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «иккэн-хисацу» («одним ударом-наповал»).
Основатель Сётокана — Фунакоси Гитин, провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: «Каратэ ни сэн тэ на ти» — «В каратэ — атака не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «Каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до.



 Shihan (師範)

Сихан это не совсем звание, это не официальное лицо, уполномоченное представлять свою организацию. Сихан буквально означает «быть моделью», т.е. его формальное значение - «сенсей», «инструктор», «учитель». Т.о., любое лицо, которое преподает каратэ, или какое-то иное боевое, либо небоевое искусство, может считаться «сиханом». Чаще всего сиханами называют старших инструкторов или учителей. Однако, если какое-либо лицо, имеет нидан или сандан в возрасте до 30 лет, оно обычно не рассматривается как сихан, даже, если оно является главным инструктором в своем додзе или клубе. Тем не менее, т.к. «сихан» это не официальное завание, оно не имеет требований для возраста или ранга.

Исключением из вышеуказанного является звание «Shuseki Shihan». Shuseki означает «высший ранг», т.е. это означает «главный инструктор в организации». Но это звание используется только в отдельных организациях, например, в JKA, JKS, ISKF и т.д, поскольку они имеют разные ранги у старших инструкторов. Но, если какое-либо лицо является единственным инструктором в своей организации, то оно не может считаться Shuseki Shihan, даже если оно является высшим инструктором.

Hanshi (範士)
Kyoshi (教士)
Renshi (錬士)
Kancho (館長)

Ханси, кёси и ренси – все это официальные звания, т.е. это лица, официально представляющие свою организацию. Во многих организациях каратэ, таких, как - JKA, ISKF, JKS, IJKA и WJKA эти звания не используются. А, например, в организации «Zen Nihon Karatedo Renmei (Japan Karate Federation or JKF)» эти звания есть. Эта организация является объединяющей, и ее членами являются сётокан, сито-рю, годзю-рю и вадо-рю.

История этих званий восходит к 1895 году, когда была создана организация боевых искусств «Dai Nihon Butokukai». Организация должна была способствовать развитию и сохранению различных БИ, таких как, кендо, дзюдо, дзю-дзюцу, кюдо и т.д.. Однако эта организация была ликвидирована оккупационными силами (GQ) в 1945 году. Однако, в 1957 году, она была вновь создана, но уже не как оригинальный Dai Nihon Butokukai, хотя организаторы, ее создавшие, вероятно хотели бы, чтобы она рассматривалась, как «наследница» прежнего, довоенного Dai Nihon Butokukai, который имел весьма почетную репутацию, и имел статус правительственной организации Японии. Нынешняя организация уже не столь широко известна, не имеет большого членского состава, поскольку она является частной организации без каких-либо регалий со стороны правительства.

Тем не менее, согласно современного Dai Nihon Butokukai и JKF иерархия начинается с ренси и заканчивается ханси, который является самым высоким. Есть еще «кёси» - звание среднего ранга, но исходя из требований к нему, можно только удивляться откуда столько сейчас званий кёси среди инструкторов.

Пример - требования в JKF:

Hanshi: не менее 8 дана, со стажем в этом дане не менее 2 лет; возраст – старше 60.
Kyoshi: не менее 6 дана, со стажем в этом дане не менее 2 лет; возраст – старше 50.
Renshi: не менее 5 дана, со стажем в этом дане не менее 1 года; возраст – старше 40.

Kancho (館長)

Если вы знаете, что значит «Сёто»+«кан», то тоже самое и здесь. «Kan» - «додзе». Т.о. «kan-cho» - это «глава» или «руководитель» (иногда «президент») додзе. Любопытно в этом отношении, что мастер Канадзава именует себя «kancho».Интересно, этим званием он заявляет, что он является главой додзе «Сётокан»?* (* «Сётокан» является официальным именем хонбу-додзе Nihon Karate-Do Shotokai). Это немного тайнственно, поскольку в названии его организации (Kokusai Shotokan Karatedo Renmei) нет ничего, кроме «Сётокан», чтобы заканчивалось бы на «кан».

Sokе (宗家)

Я знаю, что в США есть множество мастеров, которые именуют себя «соке». Это нелегитимно, и забавно, исходя из значения этого слова. «Соке» - это не «создатель стиля», а «глава семьи (клана), в которой передается какое-либо искусство, как семейная традиция» (ярким примером яв-ся Огасавара-рю). Таких «внутрисемейных стилей» немало в японских БИ, особенно в кендзюцу, однако, наследное звание «соке» не связано исключительно с БИ, оно есть, например, в искусстве чайной церемонии (садо), искусстве цветочной композиции (kado), в искусстве театра и танцах (кабуки, но и т.д.), японской музыке и инструментах (сякухати, кото, и т.д.). Обычно, семейный стиль передается только внутри одной семьи (клана), хотя, конечно, бывают и исключения. Вот почему мне смешно, когда я вижу какого-либо американца, заявляющего, что он «соке». Это означает, что он должен быть членом какой-то японской семьи, в которой он унаследовал по старшинству, передаваемый в семье стиль. Хотя, есть одна, маловероятная возможность, если бы какой-либо японский мастер – глава в семейном стиле - решил бы, что какой-то американец так хорош, что ему можно «отдать» свой семейный стиль. Во всяком случае, если вы встречаете какого-либо не-японца в ранге «соке», то не проведитесь на его звании слишком легко.


С какого возраста надо начинать заниматься каратэ?


Каратэ заниматься можно в любом возрасте. "Чем раньше, тем лучше", но и "лучше поздно, чем никогда".

Отдав дань общим банальностям, перейдем к частной проблеме.

Речь пойдет о детях. Когда их уже можно приводить в клубы каратэ? Вопрос совсем не простой. В детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) детей принимают с 9-10 лет. Почему именно в этом возрасте? А ни почему. Каких-либо вразумительных исследований на эту тему Министерство спорта не проводило. Существуют "древние" нормативы, по которым дети, занимающиеся единоборствами (нормативы написаны под бокс), должны вступать в бой как можно позже. К боксу, стилевому каратэ, киокусинкаю Министерство спорта и врачебно-физкультурные диспансеры предъявляют одинаковые требования, хотя последствия от ударных воздействий несоизмеримы. Я бы разрешил участвовать в соревнованиях боксом с 16 лет, в киокусинкай с 18 лет, ну а в стилевом каратэ с 6-7 лет. Почувствуйте разницу.

Меня не интересуют родители, отдавшие детей в нокаут единоборства.

Поговорим о вменяемом каратэ.

Последние 30 лет я, как детские тренер, внимательно наблюдаю за начинающими свой путь в каратэ. И каждый год в группы приходят уже немного другие дети.

Моя дочь начала заниматься каратэ в 4 года, сын в 6 лет. Но по советским временам, это было очень рано. Тогда дети приходили в каратэ в 8-11 лет и было не поздно. У них горел огонь в глазах и занятия каратэ им были необходимы и интересны. В то время я скептически наблюдал за опытами Александра Негатурова из одесского клуба "Тигренок", тогда еще руководителя Украинского каратэ, проводящего соревнования среди детей 3-5 лет (на фото). Сейчас мне уже не смешно. Саша Негатуров оказался прав.

Современного ребенка надо отдавать в каратэ (в спорт вообще) в 3-5 лет. Меньше будет проблем у родителей.

Современный российский 7-9 летний ребенок - это, как правило, рациональный человек, имеющий многолетний опыт сидения на диване перед телевизором или компьютером. Ему совершенно непонятно, чего это вдруг родители сдернули его с насиженного места и привели к злому дядьке, заставляющему приседать, качать пресс и бить по лапе.

Серьезную роль в воспитании подрастающего поколения играет кино. Уходящие киногерои XX века Брюс Ли, Чак Норрис, Жан Клод Ван Дам, Дольф Лундгрен в кадре дрались сами. Собственными руками и ногами. Киногерои же XXI века предпочитают компьютерные эффекты.

Поэтому современные 8-9-летки, за редким исключением, приходят на одну-две тренировки. Убедившись, что реальная действительность не совпадает с компьютерными эффектами драк в кино, да еще потеть надо, они сразу разочаровываются. Я видел 9-10 летних детей, для которых мышечное напряжение пресса или ног было незнакомым ощущением. Они не знали, что такое гимнастический "мостик" и никогда не видели, как дети кувыркаются. А ведь это учащиеся 2-4-х классов престижных московских школ, что на Кутузовском проспекте. Тех школ, где три часа в неделю преподают физкультуру.

Современным детям 8-9 лет нужна сильная мотивация для занятий каратэ (драки или дразнилки в школах), либо серьезный прессинг со стороны родителей. Ни первого, ни второго, как правило, нет. В школах конфликты запрещены под страхом увольнения учителя. Ну а родители, с какого "перепугу" должны менять принципы воспитания? Как сказала мне недавно одна мама: "Это же их заставлять надо". В первую очередь лень родителям, а уже потом детям. Поднять с дивана, заставить, отвести в дождь-жару-снег, дождаться, потом еще домой идти, а дома дел невпроворот......

Неутешительный вывод - российские дети 7 лет и старше не испытывают интереса к движению в целом и спорту в частности. В 10 лет заставить ребенка заниматься спортом практически нереально. А в спортшколах секции открывают только с 10 лет. Поэтому нация и сидит с пивом на диване.

Ребенок, которому повезло не попасть в государственную спортивную школу, в частном каратэ-клубе к 10 года уже будет иметь черный пояс и опыт выступления на международных турнирах. Если своевременно приступит к тренировкам.

С детьми 4-5 лет ситуация другая. Они еще могут обойтись без телевизора и компьютера. Каратэ для них - интересная игра. Детям нравится любое движение, как средство познания мира. Усадить их на диван пока невозможно, хотя родители очень стараются.

Поэтому в этом году я начну заниматься каратэ с 3-х летними детьми.

Главный редактор

P.S. Иллюстрация к теме. В подмосковном поселке, где я живу, дети, передвигаются на квадроциклах. Шум, треск, бензиновые облака.... Круто. Этих детей уже не заставишь бегать трусцой или кататься на велосипеде. Они не поймут, за что их так наказывают, ведь есть же авточудовище, "дикое, но симпатичное". А велосипед - это прошлый век.

Иногда забредают в поселок бабушки из соседней деревни с внуками на велосипедах, но это езда типа "не спеши", "упадешь", "разобьешься"..... И тащится такой внук со скоростью бабки, проклиная велосипед и завистливо поглядывая на проносящихся мимо автодетей. Какая уж тут любовь к движению! Мой внук 4 лет единственный в поселке накручивает велокиллометраж, используя мышечные усилия. И я никогда не куплю ему квадроцикл.

См. также:

Для младших школьников нет другой альтернативы, кроме каратэ

Советы родителям

В России чемпионов больше не будет?

О детях, родителях, каратэ и педагогике. Часть 1

Артемий Троицкий «Спорт умер»

В.Акеев. Каратэ как искусство преодоления себя

Old Girls южноафриканского каратэ


Работает на: Amiro CMS